Сокращения, используемые в настоящих инструктивно-методических материалах
Сокращения |
Определения |
Антикоррупционная структура |
Управление Президента Российской Федерации структурное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации; подразделения органов публичной власти (организаций) органы субъектов Российской Федерации |
Антикоррупционные стандарты |
запреты, ограничения и обязанности, установленные |
Добровольцы |
лица, оказывающие на основании заключенного контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации |
Командированные лица |
лица, направленные (командированные) для выполнения любых задач на новых территориях. В их числе могут быть лица, замещающие: государственные должности Российской Федерации, должности судей; должности членов Совета директоров Банка России, заместителей Председателя Банка России и иные должности в Банке России; должности в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, МЧС России, а также должности государственной службы Российской Федерации в других государственных органах; должности муниципальной службы; должности в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами |
Мобилизованные лица |
лица, призванные на военную службу по мобилизации |
Новые территории |
территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (в том числе до вхождения |
Потенциальные участники СВО |
лица, одновременно отвечающие следующим двум требованиям: являются военнослужащими, в том числе военными прокурорами, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, лицами, проходящими службу запланировано их участие в СВО или непосредственное выполнение ими задач, связанных с ее проведением, (подпункт "б" пункта 1 Указа) |
Сведения |
сведения о доходах, расходах, об имуществе |
СВО |
специальная военная операция, проводимая |
Указ |
Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря |
Участники СВО |
военнослужащие, в том числе военные прокуроры, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации 1) принимают или когда-либо ранее принимали участие 2) непосредственно выполняют или когда-либо ранее непосредственно выполняли задачи, связанные |
Указ устанавливает особенности соблюдения отдельных антикоррупционных стандартов участниками СВО и командированными лицами на период проведения СВО и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац первый пункта 1 Указа).
В частности, учитывая, что в условиях СВО объективно затруднено представление сведений, подача письменных уведомлений, заявлений и иных материалов по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционных стандартов, участники СВО и командированные лица освобождены от исполнения этой обязанности.
Важно! Указ не отменяет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений.
I. Круг лиц, на которых распространяется действие Указа
1. На кого распространяются нормы Указа?
Нормы Указа распространяются:
- на участников СВО и командированных лиц;
- на мобилизованных лиц;
- на потенциальных участников СВО;
- на граждан Российской Федерации, обязанных представлять сведения
в отношении своих супруг (супругов); - на органы публичной власти и организации, обязанные размещать сведения на официальных сайтах в сети "Интернет" и (или) предоставлять
их по запросам СМИ.
2. В чем основное отличие участников СВО от командированных лиц?
К участникам СВО относятся только лица, названные в Указе. Командированным лицом может быть признано любое лицо независимо
от замещаемой им должности.
Участники СВО принимают участие в СВО или непосредственно выполняют задачи, связанные с ее проведением. Командированные лица могут выполнять
на новых территориях любые задачи, в том числе не связанные с проведением СВО. Например, задачи по обеспечению жизнедеятельности на новых территориях, включая проведение строительных работ, реализацию образовательных программ, организацию медицинского обслуживания и т.д.
3. Имеет ли значение срок пребывания участников СВО и командированных лиц на новых территориях, территории Украины?
Пребывание участников СВО и командированных лиц на соответствующих территориях предусматривается Указом вне зависимости от сроков.
4. Распространяются ли нормы Указа на военнослужащих и лиц, проходящих государственную службу иных видов, задействованных в проведении СВО,
но не выезжавших на новые территории и территорию Украины?
Исходя из норм Указа, участники СВО либо принимают (принимали) участие
в СВО, либо непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные
с проведением СВО, на новых территориях и (или) территории Украины.
Нормы Указа распространяются на участников СВО, которые принимают (принимали) участие в СВО, вне зависимости от фактического нахождения
на указанных территориях.
Для участников СВО, непосредственно выполняющих (выполнявших) задачи, связанные с проведением СВО, напротив, предполагается распространение норм Указа при условии их нахождения и выполнения ими соответствующих задач
на данных территориях.
Отнесение участников СВО к указанным категориям осуществляется государственным органом самостоятельно.
5. Распространяются ли нормы Указа на лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач вблизи территорий проведения СВО (например,
в Белгородскую, Ростовскую, Орловскую, Курскую области), если фактическое выполнение таких задач осуществлялось с въездом на новые территории?
Да, распространяются, при условии, что в рамках такой командировки лицо непосредственно въезжало на новые территории и в рамках такого въезда выполняло задачи, обусловленные командированием.
При этом антикоррупционным структурам необходимо уделить внимание данным, подтверждающим фактическое выполнение задач на новых территориях указанным лицом (например, авансовый отчет с приложением подтверждающих документов, письменное подтверждение руководителя соответствующего государственного органа) или свидетельствующим об основаниях его пребывания там.
6. Распространяются ли нормы Указа на лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до их вхождения в состав Российской Федерации?
На лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до их вхождения в состав Российской Федерации, нормы Указа распространяются в полной мере.
7. Распространяются ли нормы Указа на лиц, которые по собственной инициативе (например, в период отпуска) выезжали на новые территории
для осуществления какой-либо деятельности (например, волонтерской)?
Нет, не распространяются.
8. Распространяются ли нормы Указа на мобилизованных лиц
и добровольцев?
Подпунктом "д" пункта 1 Указа установлено, что на мобилизованных лиц антикоррупционные стандарты не распространяются.
Правовое регулирование в отношении добровольцев Указом
не предусмотрено. Обязанность соблюдать антикоррупционные стандарты иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на добровольцев
не возложена.
Кроме того, мобилизованные лица и добровольцы, ранее занимавшие должности в органах публичной власти и организациях и обязанные соблюдать антикоррупционные стандарты, от этой обязанности освобождаются, поскольку
в связи с призывом на военную службу по мобилизации или заключением контракта
о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, государственная служба (за исключением военной), муниципальная служба и действие трудового договора приостанавливаются.
9. Распространяются ли нормы Указа на кандидатов, обязанных представлять сведения в соответствии с избирательным законодательством?
Нет, не распространяются.
II. Особенности исполнения обязанности представлять сведения
10. Обязаны ли участники СВО и командированные лица представлять сведения в ходе декларационных кампаний?
Нет, участники СВО и командированные лица не представляют сведения, начиная с декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год), поскольку действие Указа распространяется на правоотношения, возникшие
с 24 февраля 2022 года.
При этом не имеет значения, когда участник СВО или командированное лицо были направлены на новые территории или территорию Украины и находились
ли они там по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Например, лицо, находившееся на новых территориях в феврале 2023 года, освобождается от обязанности представлять сведения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год).
Однако в случае, если обязанность представить сведения уже исполнена, такие сведения возврату не подлежат.
Например, лицо представило сведения в январе 2023 года, а в феврале было командировано на новые территории. Поскольку оснований не принимать такие сведения на момент их представления не имелось, работа с ними должна осуществляться в установленном порядке.
Кроме того, не требуется возвращать сведения, представленные
в рамках декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год) до подписания Указа.
Командированное лицо, замещающее несколько должностей, предусматривающих представление сведений (например, должность главы муниципального образования на непостоянной основе и должность руководителя муниципального учреждения), в ходе декларационной кампании не представляет сведения ни по одной из замещаемых должностей.
11. Обязаны ли участники СВО и командированные лица, замещающие должности в органе публичной власти (организации), представлять сведения, если
они претендуют на замещение должности, предусматривающей представление сведений, в этом же органе публичной власти (организации)?
От исполнения данной обязанности освобождены только участники СВО
и потенциальные участники СВО, которые одновременно:
1) проходят государственную службу и по замещаемой должности государственной службы не обязаны представлять сведения;
2) претендуют на замещение должностей государственной службы, включенных в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, в этом же государственном органе (организации).
В ситуации, когда потенциальный участник СВО был назначен на должность, включенную в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, однако впоследствии участия в СВО не принял, обязанность представить сведения не возникает.
При этом антикоррупционным структурам целесообразно уделить внимание документам, подтверждающим тот факт, что данный государственный служащий являлся потенциальным участником СВО (служебные или докладные записки, рапорты, планы командирования и т.д.).
Что касается командированных лиц, то они обязаны представлять сведения, поскольку в этой части никакие особенности в отношении их Указом
не установлены.
12. Имеется ли обязанность представлять сведения при смене места прохождения службы или места работы?
Да, имеется. При поступлении на государственную и муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме
на работу на отдельные должности в организациях сведения представляются
в установленном порядке.
Поэтому участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы и впоследствии уволившиеся, при поступлении на государственную или муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме
на работу будут обязаны представить сведения.
Кроме того, на основании подпункта "а" пункта 1 Указа они будут освобождены от представления сведений в ходе декларационной кампании
по новому месту прохождения службы или работы.
13. Каковы особенности представления сведений депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия
на непостоянной основе?
Участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус
по предыдущему месту прохождения службы или месту работы, в случае замещения должности депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации
или депутата представительного органа муниципального образования
на непостоянной основе обязаны представить сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата.
При этом впоследствии указанные лица освобождаются от обязанности ежегодно сообщать о несовершении сделок, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
14. Каковы особенности представления сведений высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации?
Участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус
по предыдущему месту прохождения службы или месту работы, в случае избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
или назначения временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обязаны представить сведения при наделении полномочиями по должности (избрании, назначении).
В дальнейшем в период действия Указа названные лица в ходе декларационных кампаний сведения не представляют.
При этом рекомендуется ежегодно, не позднее дня окончания декларационной кампании, направлять в Управление Президента Российской Федерации
по вопросам противодействия коррупции информацию о наличии оснований
для непредставления сведений и документы, подтверждающие наличие таких оснований, по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящим инструктивно-методическим материалам.
15. В каких случаях граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов), не представляют такие сведения?
Согласно подпункту "е" пункта 1 Указа граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов)[1],
не представляют такие сведения, если их супруги на дату представления сведений:
1) являются участниками СВО, в том числе когда-либо ранее принимали участие в СВО или непосредственно выполняли задачи, связанные с проведением СВО, на новых территориях и территории Украины;
2) командированы для выполнения задач на новых территориях и выполняют такие задачи;
3) являются мобилизованными лицами;
4) являются добровольцами.
При этом сведения в отношении супругов – участников СВО
не представляются, даже если к дате представления сведений они уже завершили свое участие в СВО или непосредственное выполнение задач, связанных
с проведением СВО, на новых территориях и территории Украины.
В отношении остальных лиц сведения должны быть представлены
в установленном порядке, если к дате представления сведений они вернулись
из командировки, в которую были направлены для выполнения задач на новых территориях, завершили прохождение службы по мобилизации или оказание добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
В случае непредставления сведений в отношении супруга (супруги)
по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 1 Указа, не требуется подавать заявление о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения и такое заявление не рассматривается на заседании комиссии
по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).[2]
16. Нужно ли принимать сведения, если участник СВО, потенциальный участник СВО или командированное лицо настаивает на их представлении?
Согласно Указу участники СВО, потенциальные участники СВО, командированные лица и граждане Российской Федерации, названные
в подпункте "е" пункта 1 Указа, сведения не представляют.
Вместе с тем, если указанные лица полагают целесообразным представить сведения, они принимаются в установленном порядке.
17. Нужно ли информировать о наличии оснований для непредставления сведений и (или) представлять подтверждающие наличие таких оснований документы?
Если сведения должны представляться в орган публичной власти (организацию) по месту прохождения службы или месту работы, участники СВО, потенциальные участники СВО и командированные лица не обязаны информировать о наличии оснований для непредставления сведений
и (или) представлять какие-либо подтверждающие документы, поскольку информация об участии таких лиц в СВО или их командировании на новые территории уже имеется в распоряжении органа публичной власти или организации.
При этом участники СВО, потенциальные участники СВО и командированные лица могут по собственной инициативе проинформировать о причинах непредставления сведений (например, по форме, приведенной в приложении № 1
к настоящим инструктивно-методическим материалам).
Если сведения должны представляться в орган публичной власти, отличный
от места прохождения службы или места работы участника СВО, потенциального участника СВО или командированного лица (например, в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, структурное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, центральный аппарат федерального государственного органа, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации), рекомендуется представить в этот орган информацию о наличии оснований для непредставления сведений (например,
по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящим инструктивно-методическим материалам) и подтверждающие документы.
Указанное информирование рекомендуется осуществлять ежегодно,
не позднее дня окончания декларационной кампании, а при рассмотрении вопроса
о назначении на должность – одновременно с представлением иных документов, необходимых для такого назначения.
Необходимые материалы могут быть подготовлены и направлены антикоррупционной структурой, в распоряжении которой имеется соответствующая информация, либо участником СВО, потенциальным участником СВО
или командированным лицом самостоятельно.
В случае если в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа имеются основания для непредставления сведений в отношении супруги (супруга), рекомендуется своевременно направить информацию об этом (например, по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящим инструктивно-методическим материалам) и подтверждающие документы в орган публичной власти (организацию), куда должны представляться сведения (по месту прохождения службы, месту работы или в иной орган).
18. Возможно ли проведение каких-либо антикоррупционных мероприятий
в отношении участников СВО, потенциальных участников СВО и командированных лиц?
Проведение таких мероприятий возможно при наличии оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации
в области противодействия коррупции, и в той мере, в какой это возможно
без участия указанных лиц.
III. Особенности соблюдения иных антикоррупционных стандартов
19. Какие особенности соблюдения иных антикоррупционных стандартов установлены Указом?
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Указа участники СВО
и командированные лица, которые на момент возникновения соответствующей обязанности принимают участие в СВО или непосредственно выполняют задачи
на новых территориях, не направляют предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции уведомления, заявления, обращения и другие материалы по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционных стандартов.
Вместе с тем они должны принимать любые возможные меры, направленные на обеспечение соблюдения таких стандартов по существу.
Например, при нахождении на новых территориях у командированного лица возникла личная заинтересованность, которая приводит или может привести
к конфликту интересов. Согласно Указу он не обязан представлять соответствующее письменное уведомление, однако должен принять все возможные в текущих условиях меры, чтобы урегулировать конфликт интересов. Такие меры также может принять работода?